Наша гаряча лінія ― (044)537-55-05
Або залишіть звернення..

В Украине самая глубокая станция метро и самая короткая подземка в мире

Киевскому метрополитену исполнилось полвека.

По сложившейся в советское время традиции на метро могли рассчитывать только города-миллионники, да и то — в зависимости от заслуг. И конечно, среди всех украинских городов первым в очереди стоял Киев

Справедливости ради стоит сказать, что в 80-х годах XIX века уже существовал проект прокладки рельсового тоннеля от Почтовой площади до Бессарабки. А в 1916 году в Киевскую городскую управу обратился председатель правления местного отделения Русско-Американской торговой палаты, акцентировавший внимание чиновников на том, что город большой, а наземный трамвай — маленький. В качестве разумного решения был предложен проект подземного трамвая — по образу и подобию лондонского метро. При условии, конечно же, безраздельного владения им вышеуказанной компанией. Такой вариант киевских чиновников не устраивал.

В смутные времена идеи об устройстве метрополитена, пронзающего киевские холмы, будоражили сознание гетмана Скоропадского. Но со временем сама жизнь распорядилась так, что всерьез к вопросу строительства подземки вернулись через много лет.

Стройка социализма

В 1936 году был утвержден проект Киевского метрополитена — дипломная работа выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова. Автор даже получил за него премию — тысячу рублей. В 1938 году начались подготовительные работы, но вскоре грянула война.

Вернулись к проблеме общественного транспорта в конце сороковых, и работа закипела. В 1949 году было создано управление «Киевметрострой», которое тут же приступило к делу. Через девять лет на выставку проектов оформления первых пяти станций были поданы 74 работы архитекторов из Москвы, Киева, Харькова и Сталино (нынешнего Донецка). «Все они выставлены для общественного осмотра в одном из залов Октябрьского дворца культуры», — сообщала газета «Вечерний Киев» от 17 июня 1958 года. И она же в другом номере уведомила читателей, что строит метро вся страна: металл — из Днепропетровска и Запорожья, лес — из Вологды и Печоры, электрооборудование — из Свердловска и Чебоксар, мостовые краны — из Ташкента, бульдозеры — из Челябинска. 360 предприятий из России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана и других республик выполняли заказы «Киевметростроя»!

Последнюю «сбойку», соединившую встречные тоннели между вокзалом и станцией «Университет», закончили в канун нового, 1960 года. Метростроевцы трудились так, что в числе первых пяти станций построили самую глубокую в мире. Ею стала станция метро «Арсенальная» глубиной 105,5 метра. Этот рекорд до сих пор не побил никто.

6 ноября 1960 года киевская подземка приняла первых пассажиров. Ездить в составах третьего метро в СССР можно было от вокзала до станции «Днепр». Первая ветка была длиной 5,2 километра. С 1965 года метро перешагнуло реку, и сегодня его протяженность составляет почти 60 километров. С перспективой роста, разумеется. Генеральный план развития Киева предусматривает возможность протянуть ветки метро даже до ближайших городов Киевской области — Василькова, Борисполя, Броваров и Вишневого.

А зеленый цвет букв «М», обозначающих вход в подземку, характерен для Киева. В Москве эти буквы красные, а в Петербурге — синие.

Метро — для ученых, трамвай — для металлургов

С 23 августа 1975 года харьковчане тоже почувствовали себя столичными жителями. В Харькове появилось метро. Кстати, слово «метрополитен», собственно, и означает «столичный». Подземка в первой столице УССР стала шестой по счету в СССР.

Харьков, имеющий уникальную индустриальную базу, всегда стоял особняком среди городов СССР. Местные технократические кланы выдвигали многочисленных наркомов, министров, членов всевозможных коллегий и председателей госкомитетов. И наконец, многоходовая интрига по внедрению проекта Харьковского метрополитена вылилась в постановление Совмина СССР.

В самом строительстве проявился твердый директорский подход. Краеведы утверждают, что станции на разных линиях харьковского метро никогда не строились одновременно. Сперва была запущена одна, потом вторая, за ней — третья линия. Кроме того, 27 станций из 28 ныне действующих созданы под руководством одного человека — архитектора Владимира Спивачука. Он же стал автором шести станций в Днепропетровске. А заглавные «М» над входом в метро что в Харькове, что в Днепропетровске — красного цвета.

Кстати, днепропетровцы долгое время были обижены, поскольку некий аналог метро был сооружен не у них в областном центре, а в Кривом Роге. Тамошний гибрид метро и трамвая называется метротрам. Кривой Рог с семисоттысячным населением, самый длинный по протяженности город Украины, обскакал города-миллионники просто из-за необходимости перевозить массы металлургов на большие расстояния. Из одного конца города в другой нужно ехать более 70 километров. Криворожцы чаще называют метротрам скоростным трамваем, и на жетончиках — буква «Т». Но у входов на станции гордо красуются большие буквы «М» (зеленого цвета). Проект метротрама стопроцентно украинский. Его разработали в харьковских институтах УкркоммунНИИпроект и «Харьковметропроект».

Подземка родины вождей

Пока в Кривом Роге прокладывали рельсы, в областном центре, городе-миллионнике Днепропетровске, ждали генсека Брежнева. Согласно легенде, горожане выпросили метро у своего великого земляка. Но, по правде говоря, главную роль тут сыграл стратегический фактор: Днепропетровск, как союзный центр ракетостроения, находился в числе приоритетных целей для нанесения ядерного удара условным противником. Именно этим и объясняется то, что пять из шести станций первого пускового участка — глубокие, до 70 метров! Они могут служить убежищами при ядерном взрыве.

В марте 1982 года Совмин СССР включил Днепропетровский метрополитен в титульный список важнейших строек страны. А поскольку как раз именно в это время «Южмаш» освоил производство ракетных комплексов стратегического назначения SS-18 и первого в мире боевого железнодорожного ракетного комплекса SS-24, никто лишних вопросов не задавал.

Поначалу все шло хорошо, и ввести в строй подземку планировалось уже в 12-й пятилетке. Однако после смерти Леонида Ильича строительство метро на его родине стремительно угасло. В 1988 году город посетил новый генсек — Михаил Горбачев, обещал помочь, но обманул. И уже в 1994-м эстафету принял президент Украины Леонид Кучма.

У руля великой стройки был поставлен тогдашний председатель областного совета Павел Лазаренко. Работа вновь забила ключом, хотя теперь метро строил не весь Союз, а всего лишь весь город. В декабре 1995 года оно было открыто. Днепропетровский метрополитен насчитывает лишь шесть станций, расположенных на одной линии длиной 7,8 км. Но это метро, имеющее полное право называться «самым коротким в мире», стало первым на территории бывшего СССР, открытым после его распада.

На очереди — четвертое украинское метро, которое сооружают в Донецке с 1990 года. 21 октября из госбюджета выделено 55 млн. грн. на продолжение его строительства. А 14 ноября донецкие архитекторы выдвинули предложение построить еще и мини-метро к Евро-2012. И, возможно, по надземной эстакаде от «Донбасс Арены» до парка «Пионерский» в Макеевке длиной 14 км скоро побегут вагоны облегченной конструкции. Строят в Донецке нынче быстро.

Источник: http://www.domik.net/mod/main/news/life/news109485.html

Ваша оцінка: Ні Середня оцінка: 4.5 (17 голосів )

e-Квиток

Дія. Цифрова освіта

Електроні закупівлі КП «Київський метрополітен»